Тушнолобова Лидия Григорьевна. Персональный сайт воспитателя Детского сада №2 «Колокольчик», г. Туринск

«Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников», консультация для педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Колокольчик» Туринского городского округа

 

Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

 (консультация для педагогов)

Составитель: Тушнолобова Л.Г., воспитатель,

высшая категория

 2024 г

Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников

По моему мнению, именно художественная литература для детей может быть источником понимания многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. Сказка экономического содержания является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Любая сказка обучает и воспитывает, т.е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь нам в решении этих воспитательных задач. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности у воспитанниковДошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Детям нужно понять, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности

Старший дошкольный возраст – это первая ступень для начала работы по экономическому воспитанию. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег.Формировать умение отличать желания от потребностей. Но прежде чем дать ребенку первую сто - рублевую купюру, ему нужно в доступной форме освоить азы финансовой грамотности. Ребенок 5-7 лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно»«выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Деятельность ориентирована на взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

Для усвоения детьми основ финансовой грамотности я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Это чтение стихотворений, сказок, заучивание пословиц и поговорок, что воспитывает у детей лучшие нравственные качества личности: трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность.

Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, мы с ребятами разбираем различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы. Таким образом, через художественную литературу дети усвоят урок о том, чтобы не доверять незнакомцам, не поддаваться соблазну получить легкие деньги и правильно расходовать свои финансы.

В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей - экономическую.

Пословицы и поговорки –также способствуют обогащению словарного запаса, развитию речевых, интеллектуальных, и творческих способностей детей. Пословицы кратки, просты и несут в себе глубинный смысл, который помогает понять устройство нашего мира. Они прививают интерес к устному народному творчеству. Расширяют кругозор. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. В пословицах можно увидеть разную философию русского народа в отношении денег. Например, в поговорке «Не в деньгах счастье», говорится, как совет беречь здоровье, а также с осуждением, когда кто-либо в ущерб здоровью старается больше заработать денег «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Хорошо иметь много друзей. Даже, если у тебя не будет денег, то родственники, друзья и близкие люди всегда помогут, чем смогут.

Русские поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит наших детей полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.

• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

• Не потрудиться, так и хлеба не добиться

• Не ленись, а трудись, на чужое не льстись

• Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться

• Вдохновение приходит во время труда

Мы пользуемся этими высказываниями в общении с детьми в детском саду это очень полезно. Дети легко воспринимают мораль, которую несут в себе эти крылатые выражения.

Сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их можно заработать и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. У детей развивается интерес к изучению мира экономики и финансов. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам, уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.

Сказка – литературный жанр с большими нравоучительными способностями. Увлекательны и успешны авторские сказки, каждая из которых предполагает собою как бы мини-программу по ознакомлению ребенка с финансовыми понятиями.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и действий героев, создает и формирует словарь ребенка, развивает у детей «экономические» качества личности такие, как трудолюбие, удобство, расчетливость и др.

И в народных, и в авторских сказках финансовое содержание развертывается перед детьми в варианте трудных ситуация, разрешение которых развивает логику, независимость, а также неординарность мышления, коммуникативно-познавательные умения.

Рассмотрим несколько групп сказок:

Сказки, отражающие труд:

«Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский

«Федорино горе» К. И. Чуковский

«Хаврошечка» Л.Н.Толстой

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкин

Русская народная сказка «Морозко»

Сказки о потребностях и возможностях:

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин

Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»

Сказки о бартере:

«Лисичка со скалочкой» А.Зайцев

«Дудочка и кувшин» В.Катаев

«Выгодное дело» Братья Гримм

Сказки о деньгах:

«Муха Цокотуха» К.Чуковский

«Огниво» Г. Х. Андерсен.

Сказки о купле – продаже:

«Мальчик с пальчик» Ш. Перро

«Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева

«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков

Сказки о рекламе:

«Новое платье короля» Г. Х. Андерсен

«Кот в сапогах» Ш. Перро

«Как старик корову продавал» С. Михайлов

Народная сказка: «Лиса и козёл»

Вывод: Благодаря художественной литературы дети учатся: различать виды потребности (Хочу – Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.

В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.

13 марта 2024 в 18:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.